|
Человек малых пространств.
- В Ваших песнях преобладает "морская" тематика…
- Я с детства мечтал о море. Вырос на Херсонщине, рядом с Днепром. Отец всю жизнь был речником, так что вода сопровождает меня всю жизнь и уже, наверное, не отпустит. Да и по гороскопу я - Рыбы.
- В той или иной форме все Ваши песни, - про путешествия: по морю, по жизни, по судьбе…. И редко где упоминается возвращение. Это - закономерность?
- Нет. Я, как правило, всегда стараюсь замкнуть круг. Ибо путешествие должно завершаться в исходной точке. Иначе это бегство, странствия…. Путешественник всегда возвращается к своему порогу.
- Вы повидали столько разных стран…. Что запомнилось сильнее всего?
- Египетские пирамиды - я был внутри них. Может быть, это тривиально. Но, всё же, они неспроста на протяжении долгих веков оставались чудом света.
- А Калининград? Что это за город?
- Местами очень похож на Гамбург. Некоторые эпизоды фильма "17 мгновений весны" снимались у нас, чтобы не тратиться на загранпоездки. А ещё там исторически очень много каштанов, есть даже Каштановая аллея. Их время от времени пилят с разных сторон, а потом сажают новые, ещё и ещё, и тоже пилят. Цикл…
- Нравится вам Петербург?
- Нет. Он слишком велик и этим давит. Я ведь всё-таки человек провинции и, наверное, не смог бы жить в большом городе. Человек малых пространств…
- Расскажите о Балтийском фестивале авторской песни.
- О, это наше дитя. Мы его выносили. Этот "птенец" оперяется - ему скоро уже десять лет. Это долгосрочная программа, и мы горды этим. Вообще занимается этим фестивалем Клуб самодеятельной песни "Бриз" города Балтийска, но у истоков его рождения стоял наш клуб "Парус".
- Какое самое любимое Ваше занятие?
- При всей моей привязанности к странствиям и перемещениям, которые, впрочем, по большей части, вынужденные, я люблю… склониться к верстаку, взять кусок деревяшки и что-нибудь по ней ковырять, пока не получится.
- А обратно в дорогу не тянет?
- Нет. (Пауза). Тянет. Но не просто в дорогу, а к природе. Ни с чем не сравнить чувство соприкосновения с первозданностью. Я немного турист-водник - что называется "матрасный". Наш клуб изначально состоял из туристов. С тех пор всё переиначилось, но пристрастия остались!
- Как Вы считаете, что человек должен после себя оставить на земле?
- Мне хотелось бы оставить дом - мой дом. Раньше у меня была тайная надежда изменить мир. Теперь - нет. От моего прямого воздействия, к сожалению, кардинальных изменений не происходит, а вот опосредованно, через следующее поколение… Песни умрут вместе со мной, а дети, может быть, смогут совершить то, чего не могу я.
- Кстати, а когда появилась первая песня?
- Ответ на этот вопрос покрыт мраком. В одночасье я вдруг понял… взял в руки гитару и понял: "Я могу". Были величины, на которые я ориентировался: Высоцкий, Визбор. И вот сориентировался - началось. Отпали все прежние пристрастия: резьба, лепка. Хотя всё творчество связано, пронизано едиными нитями. И я уверен, что между разными видами существует взаимное влияние и в то же время - взаимоисключаемость. Потянулись руки к гитаре - резец в сторону. Главное - это процесс творчества. Даже не столь важен конечный результат, суть в том, что, пока я не вложу много, даже сверхмного - я не получу отдачи. Я свято верю в то, что ничто всуе не исчезает. Вложенное вернётся - может, через годы, может, не к тебе…
- А Вы ощущаете эту отдачу?
- Я в Питере не первый раз, и публика у вас, честно говоря, холодновата. Она постоянно оценивает - молча. Чтобы адекватно воспринять реакцию зала, надо знать, куда едешь, знать аудиторию - и извлекать всё хорошее из той или иной реакции слушателей. Но даже если нет отдачи - стоит что-то делать. Стоит!
- Кстати о концертах - как Вам понравился этот зал?
- Чудесно! Замечательно поётся.
Вообще от общения с Александром Ивановым возникает стойкое ощущение того, что жизнь всё-таки имеет смысл. Он - в её движении. Его песни - это возвращение на круги своя ("Восьмой причал"), издёвка над мрачной фатальностью судьбы ("Ворон"), история во плоти ("Песня об Одиссее"), совмещение сказки и быта ("Ведьмочка") и всегда - незлобивость, созерцательность, точно направленный юмор. И любовь, и надежда. На морской ветер. На мир, который делает человек. На правду. На сомкнутые руки. На нас с тобой…
Змейка Тая 22 апреля 1996
|